Версия сайта для слабовидящих

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • Специально оборудованные учебные кабинеты

Кабинет учителя-логопеда

  • Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные объекты для проведения практических занятий отсутствуют.

  • Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Отдельной библиотеки нет

  • Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Физкультурный зал ,спортивная площадка

  • Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [ cт. 79 п.3 273-ФЗ].

В МБДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности, в штате сотрудников есть 2 учителя-логопеда, педагог-психолог. В ДОУ реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ для детей с ОВЗ. Прием детей с ОВЗ осуществляется на основании заключения ППК. С целью повышения эффективности коррекционной работы с воспитанниками, в образовательном учреждении имеется оборудованный логопедический кабинет.

В пространстве логопедического кабинета МБДОУ создана образовательно-развивающая речевая среда, имеющая следующие зоны:

зона для проведения подгрупповых занятий – включает рабочие места детей, индивидуальные зеркала (на каждого ребенка), мольберт,

зона для проведения индивидуальных занятий – настенное зеркало, прибор дополнительного освещения, профили – артикуляционного уклада на каждый отрабатываемый звук, картинки – образцы артикуляционной гимнастики;

рабочая зона –рабочий стол, шкафы для наглядных пособий и методической литературы; Зоны индивидуальных и подгрупповых занятий оснащены по следующим разделам: Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Используем в работе карточки – символы, что помогает выработать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, в этом разделе подобраны следующие пособия: «Подуй листочек», «Погаси свечу», «Подуй на снежинку», «Мыльные пузыри».

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия осуществляется в игровых упражнениях: «Кто, как говорит», «Звуковые дорожки», «Звуковые речевечки», «Место звука в слове».

В коррекции нарушений звукопроизношения используем такие игры как: «Логопедическое лото», «Волшебный сундучок», «Подарки», «Веселые облака». Формирование слоговой структуры слова. Развитие ритмико-мелодической стороны слова и постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова, осуществляется в играх: «Картинки на звукоподражание», «Слоговые домики», « Звуковая передвижка» и др.

Лексико-грамматические категории. Целью игровых пособий в этом разделе является совершенствование и обогащение словаря по лексическим темам, закрепление навыков словообразования: «Волшебное путешестивие», «Сосчитай», «Нейроальбом»

Развитие связной речи. Составление рассказов предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности отображающей ход событий. В этом разделе используем следующие пособия: «Сюжетные серии с подсказками», «Мнемотаблицы»

Развитие мелкой моторики рук. Совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. Здесь мы используем разнообразные «Шнуровки», «Штриховки», «Обводки».

Для взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями) имеются консультации по речевым нарушениям, оформлены папки-передвижки.

  • Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Доступ в здание образовательной организации частично оборудован для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
Разработан паспорт доступности учреждения.
У центрального входа в доступном месте установлен звонок, для вызова работника ДОУ.
У входа в здание расположена мнемосхема плана ДОУ для инвалидов(по зрению) и лиц с ОВЗ.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

  • Специальные условия питания

Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ обеспечивается гарантированное сбалансированное питание воспитанников в соответствии с возрастом и временем пребывания и соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26). В МБДОУ установлена 3-х разовая кратность питания воспитанников. Кроме этого проводится второй завтрак, который включает в себя соки, фрукты, имеется примерное 10-дневное меню, разработанное технологом управления образования Сальского района и утвержденное заведующим ДОУ. На основании примерного 10-дневного меню составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд. Для детей в возрасте от 1 года до 3-х лет и от 3-х до 7 лет меню - требование составляется отдельно. Меню-требование является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке. Питание детей организуется за счет средств, выделяемых на эти цели учредителем и средств родительской платы за содержание детей в Учреждении. Организация питания возлагается на заведующего МБДОУ. Организация питания воспитанников в группе осуществляется воспитателем группы и заключается: в создании безопасных условий при подготовке к приему пищи и во время приема пищи; в воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи воспитанниками. Получение пищи на группы осуществляется помощником воспитателя строго по графику, утвержденному заведующим ДОУ. Готовая пища детям выдается только после снятия пробы с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд и после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка. Меню детского сада ежедневно размещается на стенде учреждения, так же ежедневно информация о питании воспитанников размещается в групповых информационных уголках для родителей, с указанием полного наименования блюд, их выхода. Если у ребенка имеются противопоказания на какое-то блюдо (или продукт), официально подтвержденное медицинским документом, то повара пищеблока готовят отдельное блюдо для этого ребенка. Данные о детях с аллергопатологией, противопоказаниями, рекомендациями по питанию детей с ОВЗ имеются в группах, на пищеблоке ДОУ. Контроль за организацией питания в учреждении осуществляется комиссией, утверждённой приказом заведующего.

  • Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание воспитанников в Учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен за Учреждением органом здравоохранения, и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность, на основании договора о сотрудничестве в целях создания необходимых условий, направленных на медицинское обслуживание детей ДОУ и обеспечивающих охрану их жизни и здоровья:

- плановые лечебно-профилактические мероприятия в соответствии с утвержденным графиком; -профилактический осмотр детей; - педиатрический осмотр с оценкой состояния здоровья детского коллектива; - контроль режима и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемических правил и норм; - работу по профилактике детского травматизма; - медицинский контроль при организации лечебно-оздоровительного и образовательного процесса; - санитарно-просветительскую работу по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни ребенка; - запрос информации с анализом состояния здоровья детей в результате проведенных профилактических осмотров.

Медицинское обслуживание, предусмотренное договором, оказывается на безвозмездной основе. ДОУ предоставляет помещение с необходимым оборудованием в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами. В соответствии с договором и на основании ч.4 ст.41 ФЗ от 29.12.2012г., № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДОУ обеспечивает: текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны жизни и здоровья граждан в РФ; соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в ДОУ проводится мониторинг состояния здоровья детей: ежемесячно проводится анализ посещаемости и заболеваемости. Оптимальная нагрузка непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагогических работников с детьми определяется учебным планом, календарным учебным графиком и соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников в ДОУ проводится следующая работа: 

- коррекция двигательных и стопных нарушений; - занятия физической культурой 3 раза в неделю (2 занятия в помещении, 1 занятие – на свежем воздухе); - ежедневная утренняя гимнастика; - физкультурные минутки и динамические паузы во время организованной образовательной деятельности; - корригирующая гимнастика после сна и закаливающие процедуры; - ежедневные прогулки 2 раза в день; - организация подвижных игр в течение дня, спортивных и музыкальных праздников и развлечений; - проведение минуток безопасности в течение дня; - соблюдение режимов: температурного, светового, питьевого, проветривания, двигательного; - неспецифическая профилактика гриппа и вирусных инфекцией по сезонам; - профилактические прививки.

  • Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ.
Специально оборудованного компьютерного класса, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ нет.
Информационная база ДОУ оснащена электронной почтой; выходом в Интернет; разработан и действует официальный сайт, с главной страницы которого предоставляется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для самостоятельного ознакомления (для родителей воспитанников, педагогов и посетителей сайта).

  • Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Учреждение не предоставляет доступ воспитанникам к электронным образовательным ресурсам. Воспитанники не имеют свободного доступа к электронным образовательным ресурсам, но на сайте имеется раздел "Каталог электронных образовательных ресурсов" (Каталог ЭОР), где размещены ссылки для педагогов, родителей и посетителей сайта для использования в образовательно - воспитательном процессе.

  • Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийный проектор – 1 шт.;
- звукоусиливающая аппаратура;
- компьютерное оборудование (2 компьютера и 2 принтера);
- музыкальный центр.

  • Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.

  • Безопасность предметно-пространственной среды

 Для выполнения задач  ФГОС ДО и основной образовательной программы ДОО по развитию индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей, уровня активности и интересов РППС должна быть: безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности.

Помещение группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей.

 Оборудование помещений для организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей деятельности с детьми соответствует росту и возрасту детей, Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.

 Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствует обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, одной группы мебели и промаркированы согласно таблице СанПиН.

Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить вред здоровью детей.

Используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции.

При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитывались принципы оценки безопасности игровой продукции:

1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

 2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Таким образом, интерьер групп и других помещений для детей включает предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для каждого воспитанника: исключают случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.