Консультация для воспитателей ««Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста»   скачать...


 

Школа молодого педагога-

как условие профессионального становления и развития.

  Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не закончил

педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если

не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим

педагогом, я сам учился у более старых педагогов, и у

меня многие учились.

                                               А.С.Макаренко 

      В понятие «молодой педагог», или «начинающий педагог» каждый вкладывает свой смысл. Путь развития и превращения в профессионала – это очень нелегкий путь. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. Мы понимаем, от того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в нашем дошкольном  учреждении или найдет себя в другой сфере деятельности.

В связи с приходом в наш коллектив молодых педагогов,  насущных  потребностей дошкольного учреждения  в профессиональных педагогах, задач по формированию  педагогического коллектива, активный поиск эффективных форм работы с педагогами привели нас к созданию, с нового учебного года - «Школы начинающих педагогов».

 Школа ставит своей целью: 

-помощь молодым педагогам в адаптации к профессиональной деятельности, к  новому коллективу,

-удовлетворение потребности начинающих педагогов в непрерывном образовании и оказание им помощи в преодолении различных затруднений,

-планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей

  начинающего педагога,

- утверждение в правильности своего профессионального выбора,

- увлечение  молодых педагогов их профессиональной деятельностью,

- ознакомление с современными педагогическими приемами и технологиями, овладение коммуникативной культурой.

Деятельность школы строится на принципах,  наиболее значимых на начальном этапе работы:

Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов, несмотря на возраст

Принцип системности,- непрерывности образования, накопления опыта.

Работа в школе предполагает  овладение средствами и способами самовоспитания и самообразования.

Занятия школы проводятся  не менее 2 раз в месяц по необходимости. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ.

Перед составлением плана работы «Школы начинающих педагогов»  были выявлены трудности в работе педагогов. Основная причина трудностей – психологическая. Происходит несовпадение реальной жизни с представлениями и ожиданиями, возникают сомнения в своем профессионализме.

  Для выявления условий развития и реализации начинающих педагогов, путей образования нами была проведена экспресс-диагностика. Для педагогов пришедших из  учебных заведений, трудности заключались  в организации любой деятельности детей, незнание программы по которой работает дошкольное учреждение, отсутствие практики, недостаточность свободы, давление авторитета опытного педагога.  

Большое значение в работе педагогов оказывает осознание ими собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию внутренних ресурсов педагогов, осознание собственных индивидуальных возможностей и раскрытию внутренних ресурсов с начинающими  педагогами были проведены занятия педагогами-психологами (Серикова С.В., Бабаева М.В.). С помощью тестов было определено одно из самых важных качеств для молодого специалиста – его "педагогическую стрессоустойчивость".

Степень практической подготовленности отслеживается в результате наблюдений за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе. По результатам психологической диагностики,  на занятиях в школе психолог проводит с молодыми специалистами консультации, коррекционные и развивающие  тренинги, деловые игры. В итоге  педагогами был выбран девиз «Поддержим-поможем-научим»

 Старший воспитатель Рябова И.Н., с самого первого дня занятий в школе ориентирует педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основных функций старшего воспитателя оказание помощи в организации педагогического процесса.

Учитель-логопед Давыдова И.С. оказывает помощь в организации занятий по развитию речи с целью формирования у детей правильного звукопроизношения и профилактики нарушений  речи, проводит индивидуальные беседы с молодыми педагогами с целью формирования правильной звуковой культуры речи.

Наиболее успешной считаем такую форму работы с начинающими педагогами как  мастер – класс. Своим мастерством делились педагоги-наставники Мухаева Е.И., Пивоварова И.П., Пушкарь И.А., Нестерова Г.В., Текучева И.Г., Давиденко И.Н., Момот Л.В., Захарова С.В.

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами  оказали  положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности педагогов.

Хочется верить, что занятия в «Школе молодого педагога»  обеспечат более легкую адаптацию в профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной жизнедеятельности, выработку своего собственного стиля для комфортного нахождения в профессии.